Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

http://museum-schvarz.ru/

21 марта 2020 года (15:30) – открытие выставки из фондов мемориального Дома-музея Исаака Шварца «САМУРАЙ С РУССКОЙ ДУШОЙ». Выставка приурочена к 110-летию со дня рождения японского режиссёра Акиры КУРОСАВЫ.

УВЕЛИЧИТЬ... 21 марта 2020 года (15:30) – открытие выставки из фондов мемориального Дома-музея Исаака Шварца «САМУРАЙ С РУССКОЙ ДУШОЙ».

Выставка приурочена к 110-летию со дня рождения
японского режиссёра Акиры КУРОСАВЫ.

Исаака Шварца и Акиру Куросаву связывала не только совместная работа над фильмом «Дерсу Узала», но и поистине настоящая многолетняя дружба. На выставке будут представлены потрясающие картины-«раскадровки» знаменитого режиссёра (да, он был художником!); фотографии; поздравительные открытки, изготовленные самолично А. Куросавой; вещи, подаренные И. Шварцу Акирой Куросавой…

Любимые произведения Исаака Шварца и Акиры Куросавы для Вас исполнят студенты Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова, лауреаты международных конкурсов Тамара Шаталова  (виолончель) и Владислав Бритвин (фортепиано).

 

А пока, несколько штрихов к биографии Акиры Куросавы.

Акира КУРОСАВА – культовый японский режиссер, которого называют наиболее влиятельным режиссером в истории кино. Куросава стал классиком не только кинематографа Японии, но и мирового кино. Знаменитый мастер снял 30 картин за 57 лет работы.

Акира Куросава родился 23 марта 1910 года в Токио.  Акира был младшим из 8-ми детей школьного директора Исаму Куросавы. Род именитого режиссера по линии отца имел самурайское происхождение. Влияние на воспитание сына имел отец. Он привил детям любовь к литературе и открыл мир кино. Исаму старался, чтобы потомки хорошо знали как японскую, так и другие культуры мира.

Акира проявлял различные таланты уже в детстве. Он прекрасно рисовал. Одну из удачных его картин приняли на престижную выставку «Ника-тэн». На тот момент будущему режиссеру исполнилось 18 лет. Успех художественного начинания подтолкнул юношу к поступлению в художественный колледж. Но попытка оказалась неудачной. Расстроенный Куросава длительное время искал себя. Когда ему исполнилось 26 лет, Акира устроился ассистентом режиссера на престижной киностудии.

Его творческая биография развивалась неспешно. Куросава присматривался к работе знаменитых японских режиссеров и все больше понимал, что хотел бы оказаться на их месте. Но начал Акира деятельность в кино не как режиссер, а как сценарист.

Дебютная картина Акиры Куросавы называлась «Лошадь». Успеха она не имела. Но позволила начинающему режиссеру «набить руку». Вышедший 2 года спустя фильм «Легенда о великом мастере дзюдо» (или «Гений дзюдо») о боевых искусствах конца 19 века оказался более удачным. На молодого мастера обратили внимание критики. Картина получила зрительское признание.

Каждый следующий фильм Акиры оказывался более удачным, чем предыдущий. После окончания войны, в 1948 году, Куросава подарил зрителям драматическую ленту «Пьяный ангел». В этом фильме главную роль сыграл малоизвестный на тот момент актер Тоширо Мифуне. Акира открыл новую звезду зрителям. Мифуне снялся в 15-ти картинах знаменитого режиссера.

Слава обрушилась на Акиру Куросаву в 1950 году.  На экраны вышел шедевр мастера – картина «Расёмон». Это экранизация рассказа «В чаще» классика японской литературы Рюноскэ Акутогавы. Фильм снят в популярном жанре японского кино «дзидайгэки» о самураях феодальной Японии. Режиссер смог сделать картину интернациональной, возможной для восприятия зрителями за пределами родной страны. Этот проект принес Куросаве первую престижную награду – «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. Фильм стал очень популярным на западном рынке и принес огромные кассовые сборы.

В 1951 году на экраны вышел фильм «Идиот» по одноименному роману Федора Достоевского. Правда, режиссер несколько изменил сюжетную линию и перенес действие картины на Хоккайдо.

В 1952 году Куросава вновь обращается к русской классике и снимает философский драматический фильм «Жить», основанный на повести Льва Николаевича Толстого «Смерть Ивана Ильича». Действие также перенесено в Японию.

В 1957 году режиссер снял еще один шедевр на основе русской литературы.  Фильм «На дне» по произведению Максима Горького. Правда, Акира Куросава в собственном авторском «прочтении» сделал фильм несколько ироничным.

В 1954 году вышел непревзойденный шедевр «Семь самураев». Этот фильм относится к жанру «дзидайгэки», как и фильм «Расемон». Но здесь мастер кино еще дальше продвинулся по пути слияния восточного и западного кинематографа. Главным достижением Акиры Куросавы, которое превратило фильм «Семь самураев» в легенду, стало стирание  границ западной и восточной кинематографических традиций.

70-е годы оказались крайне сложными в жизни гениального режиссера. Как ни странно, на родине Куросава не мог похвастаться популярностью. Акиру превозносили на Западе, но в Японии у него начался кризис с финансированием фильмов. По этой причине режиссер едва не покончил жизнь самоубийством.
Из последних фильмов мастера, получивших мировое признание выделяются «Кагемуся: Тень воина» и «Ран». Это две самурайские эпопеи. В финале творческой жизни Куросава снял две знаменитые драмы – «Августовская рапсодия и «Еще нет». Последняя картина увидела свет в 1993 году. Названные фильмы были номинированы на «Оскар».

Один из шедевров Куросавы увидел свет благодаря киностудии «Мосфильм», на базе которой режиссер снял картину «Дерсу Узала». Она стала первой работой не на японском языке. Фильм удостоился главной награды международного кинофестиваля в Москве и получил 2 статуэтки «Оскар».

 

ИНТЕРВЬЮ А. КУРОСАВЫ ПОСЛЕ ПРЕМЬЕРЫ «ДЕРСУ УЗАЛА»
(А. Липков. «Акира Куросава», 1997 г.)

«Мы очень долго выбирали композитора. Я посмотрел много фильмов, чтобы познакомиться с работой тех, кого мне рекомендовали, пока наконец не увидел «Станционного смотрителя», экранизацию Пушкина. Там была замечательная музыка. Мы попросили ее автора, Исаака Шварца, стать композитором нашей картины. По-моему, мы не промахнулись в своем выборе. Для начала мы целый вечер посвятили разговору о музыке – не только в связи с конкретными задачами нашего фильма, но вообще о киномузыке. Наши мнения по большинству вопросов совпали, мы легко нашли общий язык, общий подход и, судя по всему, очень понравились друг другу. В дальнейшем мы часто приходили к Шварцу в мастерскую, он наигрывал нам мелодии, которые, по его мнению, подошли бы для картины. Мы делали свои поправки, замечания, высказывали свои пожелания. Таким образом и шла работа. Иногда бывали и споры. (Дело в том, что у меня давно выработался метод контрапунктического использования музыки. Обычно в кино музыкальное сопровождение используется как иллюстративное, создающее сцене настроение. Но экранная музыка совсем не обязательно должна быть мелодичной, красивой, создавать музыкально-лирический эффект.  Из столкновения, из контрапункта звукового и зрительного ряда должно возникать какое-то новое качество, какой-то новый, третий элемент, не содержащийся в двух первых. Этого я старался добиваться от всех композиторов, с которыми работал. Точно так же и от Шварца). Шварц очень любил использовать полный состав оркестра, а это не всегда бывает нужно. Поэтому я иногда просил его, чтобы вместо звучания всех инструментов он выделял бы какой-то один, солирующий, на котором бы строилась мелодия. Мне кажется, что все эти пожелания Шварц сумел выполнить очень неплохо. Много времени мы потратили на то, чтобы найти основную мелодию фильма, и наконец остановились на народной песне о сизокрылом орле. В ней хор спрашивает у орла, где он летал, а орел отвечает, что летал над горами, над долами и долго не был в родных краях, потому что хотел увидеть другие страны. Эта песня звучит с экрана дважды – в начале и в конце фильма, но во второй раз мы чуть-чуть изменили ее слова. Теперь хор уже спрашивает не «куда ты летал», а «куда ты улетел». И хотя мы знаем, что Дерсу уже нет в живых, орел отвечает: «Я по-прежнему летаю над горами, над долами, так что ты, капитан, не грусти обо мне».  Во время московской премьеры эта деталь почему-то осталась незамеченной, а в Японии она произвела большое впечатление на зрителей, по ходу песни в зале возникали аплодисменты.  Японцам вообще понравилась эта песня, ее сразу включил в свой репертуар известный москвичам ансамбль «Дак-Дакс», который уже успел выпустить свою пластинку с её исполнением…».

КУРОСАВА - САН
(из воспоминаний И.И. Шварца)

«Акира Куросава в полном смысле – великий человек, великий гражданин мира, гениальный режиссер. Вклад Акиры Куросавы в мировой кинематограф поистине бесценен, его творчество послужило своего рода мостом между традиционным кино и модерном, между Западом и Востоком. Не случайно знаменитый американский режиссер Спилберг назвал его «Шекспиром в кино»! Большое место в творчестве Куросавы заняла русская тема. «Идиот» по роману Ф.М.  Достоевского, «На дне» М. Горького, «Дерсу Узала» по книгам Владимира Арсеньева. У каждого режиссера разные формы работы. Куросава всю картину разбивал по кадрикам, рисовал их.  Он был очень хорошим художником. У меня сохранилась, подаренная им, раскадровка «Дерсу». Теперь это большая ценность.

… О работе Куросавы в Советском Союзе снимали документальную ленту, по сути и по форме – чистой воды пропагандистскую агитку. Для этого он специально приезжал в Советский Союз. Там были кадры о работе режиссера Куросавы с композитором, т.е. со мной. Поскольку ко мне, в Сиверскую, соответствующие органы в этот раз его не пустили, пришлось снимать в номере гостиницы «Европейская». Есть забавные фотографии – я играю на пианино с роскошными инкрустациями в дворцовых апартаментах. В общем, обставили «мой рабочий кабинет» с вызывающей и безвкусной помпезностью, чтобы зарубежный зритель увидел, насколько богато живут композиторы в Советском Союзе…

Как ни странно, для меня Куросава оказался самым «легким» режиссером. Залогом нашего творческого согласия стало наше душевное родство. После завершения работы над «Дерсу Узала», когда пошли всякие банкеты, приемы, он никогда не упускал случая отметить мою музыку.  Не думаю, что это была просто дань вежливости. Фильм «Дерсу Узала» получил всемирное признание. В 1975 году ему присудили Золотой приз Международного Московского кинофестиваля, а год спустя он был признан лучшим иностранным фильмом в Америке, получив «Оскара».

…Завершились съёмки. Начались наши увлекательные прогулки по городу. Мне оставалось только удивляться насколько хорошо он знает историю города. Мы много беседовали о творчестве Достоевского. Куросава сказал как-то: «Я всего Достоевского, который был переведен на японский язык, прочитал. Это близкий мне писатель». Надо сказать, наши вкусы и предпочтения невероятным образом совпадали. Это касается не только литературы, но и музыки. Куросава фантастически чувствовал и знал музыку. Как сказал Лион Фейхтвангер: «Талантливый человек талантлив во всем». Воистину так!

С Акирой Куросавой мы встречались несколько раз в Японии. Я ездил в Японию записывать музыку к фильму Сергея Соловьева «Мелодии белой ночи» Мы опять работали с Юрием Соломиным. Куросава, чтобы никого не обидеть, из-за нас двоих приглашал всю русскую киногруппу во главе с Сергеем Соловьевым в самые фешенебельные рестораны и угощал в лучших традициях русского гостеприимства, с русским размахом. Куросава вообще был замечательным человеком!»

 
Выставка продлится до 29 АПРЕЛЯ  2020г.
 
ВРЕМЯ РАБОТЫ:
Среда – воскресенье (с 11:00 до 18:00).

 

Подробнее...

- Перейти на предыдущую страницу